Документация
- Рабочая программа дисциплины "Философия"
- Комплект оценочных средств
- Компетенции
Аннотация к курсу
Дисциплина «Философия» относится к обязательной части общего гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВО по направлению подготовки 18.03.01«Химическая технология», квалификация (степень) – прикладной бакалавр и изучается на 1 курсе во 2 семестре.
Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 108 ч.
Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 48 ч.
Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 24 ч.
Промежуточная аттестация: экзамен (36 час.).
Цель дисциплины: Формирование у студентов основных знаний в области теории и истории философии.
Задачами дисциплины является:
- изучение истории развития мировой философской мысли;
- определение своеобразия философии, её места в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле человеческой жизни;
- установление научной картины мира;
- изучение природы и сущности человека;
- изучение методологии научного познания;
- изучение общества как подсистемы объективной реальности, социальный способ бытия человека.
Связь с другими дисциплинами: Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Б.1.2. История России (основные понятия, концепции и теории исторической науки; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире).
После освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные разделы и направления философии; методы и приемы философского анализа проблем; основные положения философского учения о развитии; философское учение о человеке и развитии личности; закономерности процесса познания; общенаучные проблемы и их динамику в ходе исторического процесса познания; основные концепции общественного развития и типологию исторического процесса.
Уметь: использовать философскую терминологию для раскрытия проблем философской антропологии; самостоятельно анализировать социально-философскую литературу и применять философскую терминологию в области гносеологии и эпистемологии; определять и обосновывать перспективы развития современной цивилизации.
Краткое содержание учебной дисциплины:
Философия, ее предмет и место в культуре. Философия Древнего мира. Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Классический этап философии Нового времени. Русская философия. Современная западная философия. Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования. Проблема сознания. Познание (гносеология). Научное познание. Философские проблемы медико-фармацевтического знания. Учение об обществе.
Лекции и материалы к ним
Часть 1. История философии
№ | Тема лекции | Кол-во час. |
Текст лекции | Презентация |
Тема 1 | Философия, ее предмет и роль в культуре | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 2-3 | Античная философия | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 4 | Философия Средних веков | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 5 | Философия эпохи Возрождения | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 6 | Философия Нового времени | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 7 (1) | Классический этап философии Нового времени | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 7 (2) | Современная западная философия (ч.1) | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 8 | Современная западная философия (ч.2) | 2 | Открыть текст лекции в PDF | Скачать презентацию |
Тема 9 | Русская философия 19-20 вв. | 2 | Открыть PDF | |
Часть 2. Систематическая философия
№ |
Тема лекции |
Самостоятельная работа, час. |
Текст лекции |
Презентация |
Тема 10 |
Учение о бытии (онтология) |
2 |
||
Тема 11 |
Учение о развитии |
2 |
|
|
Тема 12 |
Природа человека и смысл его существования |
2 |
||
Тема 13 |
Проблема сознания |
2 |
||
Темы 14-15 |
Познание (гносеология) Научное познание Методология научного познания |
2 |
||
Тема 16 |
Философские проблемы медико-фармацевтического познания |
2 |
|
|
Тема 17 |
Учение об обществе |
2 |
|
|
Тема 18 |
Проблемы и перспективы современной цивилизации |
2 |
|
НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (в 4-х томах)
Доброхотов А.Л. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Тексты-первоисточники
Античная философия
ПЛАТОН. Государство. Книга X
Миф о загробном воздаянии (Миф об Эре)
ПЛАТОН. Государство. Книга VI (504e – 513e)
Идея блага. Мир умопостигаемый и мир видимый. Беспредпосылочное начало
ПЛАТОН. Государство. Книга VII (514a – 519d)
Символ пещеры. Созерцание божественных вещей (справедливости самой по себе) и вещей человеческих. Искусство обращения человека к созерцанию идей
ПЛАТОН. Федон (1)
- ВСТУПЛЕНИЕ
- ДУША и ТЕЛО с точки зрения познания истины
- Доказательство бессмертия души: аргумент ПЕРВЫЙ (подробно и с примерами, придумайте 1-2 собственных примера).
ПЛАТОН. Федон (2)
- Доказательство бессмертия души: аргумент ВТОРОЙ
ПЛАТОН. Федон (3)
- Доказательство бессмертия души: аргумент ТРЕТИЙ
ПЛАТОН. Федон (4)
- Доказательство бессмертия души: аргумент ЧЕТВЕРТЫЙ
- Этические выводы из учения о душе
Средневековая философия
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ. Прослогион
ФОМА АКВИНСКИЙ. Трактат о Едином Боге
Доказательтва бытия Бога
Философия Нового времени
Френсис БЭКОН. Учение об идолах
Рене ДЕКАРТ. Размышления о первой философии
Размышление первое и второе
Рене ДЕКАРТ. Рассуждения о методе.
Джонн ЛОКК. Опыты о человеческом разуме
Немецкая классическая философия
Иммануил КАНТ. Пролегомены
Об аналитических и синтетических суждениях
Иммануил КАНТ. Основы метафизики нравственности
Иммануил КАНТ. Критика чистого разума
Категории
Георг Фридрих Вильгельм ГЕГЕЛЬ. Лекции по истории философии. Введение
Понятие развития и понятие конкретного
Иммануил КАНТ. Критика чистого разума.
Антиномии
Зарубежная философия XIX-XX вв.
Карл МАРКС. К критике гегелевской философии права. Введение.
Карл МАРКС, Фридрих ЭНГЕЛЬС. Манифест коммунистической партии
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (в 50 томах, издание 2-е). – М., 1955. Том 4.
Карл МАРКС. Экономическо-философские рукописи 1844 года. [Отчужденный труд]
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (в 50 томах, издание 2-е). – М., 1955. Том 42.
Эрих ФРОММ. Марксова концепция человека
Фридрих ЭНГЕЛЬС. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
(в сокращении)
Фрейд З. Я и Оно
(Главы 1-3: "Сознание и бессознательное", "Я и Оно", "Я и Сверх-Я")
Жан-Поль САРТР. Экзистенциализм - это гуманизм
Из сборника "Сумерки богов"
Дополнительная литература
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении
Мамардашвили М. Введение в философию
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?
Слинин Я. А. От космоцентризма и теоцентризма — к антропоцентризму
Вопросы к экзамену по философии
- Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке.
- Понятие мировоззрения, его структура, функции, исторические типы.
- Структура и функции философии.
- Проблема первоначала в античной философии. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.
- Диалектика Гераклита.
- Атомизм Демокрита.
- Элеаты о бытии. Проблема единого многого философии Парменида и Зенона.
- Философия софистов и Сократа.
- Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Философское учение Аристотеля.
- Учения Платона и Аристотеля о государстве.
- Социально-нравственная проблематика философии Древнего Китая.
- Основные принципы философского мышления в Древней индии.
- Характеристика основных направлений эллинистической философии (кинизм, стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- Апории Зенона.
- Основные проблемы ранней христианской философии и теологии. Августин Блаженный.
- Средневековая схоластика 11-12 веков. Ф. Аквинский.
- Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- Пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно.
- Рационализм и эмпиризм Нового времени. Причина повышенного интереса к вопросам гносеологии.
- Рационализм Р. Декарта.
- Эмпиризм Ф. Бэкона.
- Социальная философия эпохи Просвещения: Вольтер, Руссо.
- Французский материализм XVIII века: Дидро, Гельвеций, Гольбах.
- Теория познания И. Канта.
- Философия Гегеля.
- Социальная философия К. Маркса.
- Философия позитивизма.
- Материалистическая антропология Л. Фейербаха.
- Учение Ф. Ницше о “сверхчеловеке” и переоценке ценностей.
- Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм.
- Основные направления и проблемы философии экзистенциализма: Камю, Сартр, Хайдеггер.
- Проблемы типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).
- Русская религиозная философия Х1Х – нач. ХХ века. Философия всеединства В. Соловьева.
- Философский смысл проблемы бытия. Многомерность бытия: основные уровни и формы.
- Философское определение материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Уровни организации материи и их характеристика.
- Движение как способ существования материи. Движение и покой.
- Пространство и время как формы существования материи.
- Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы, законы и категории диалектики.
- Знание как философская проблема. Знание, деятельность, информация, отражение.
- Понятие системы, элемента, структуры, функции.
- Истина: понятие и основные концепции. Объективность, абсолютность, относительность истины. Критерии истины.
- Понятие сознания. Основные характеристики и структура сознания. Сознание и самосознание.
- Проблема происхождения сознания.
- Сознание и язык. Основные функции языка.
- Природа и сущность человека.
- Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Основные признаки научного знания.
- Методы и формы научного познания.
- Наука: понятие, критерии. Наука и антинаука.
- Феномен человека. Качественное отличие человека от других живых существ.
- Индивид, личность, индивидуальность.
- Характеристика индивидуальности человека.
- Общество как система. Структура общества и динамика общественного развития.
- Личность и общество.
- Философия творчества.
- Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.
- Понятие “информация”. Информатизация: тенденции и изменения в сознании, мышлении, культуре.